Что такое инсульт? Как вернуть речь после инсульта

Инсульт(с латинского – “удар”)- это результат сосудистого заболевания головного мозга, в последствии которого случается парез руки, ноги и/или речи.

Причинами инсульта может быть:

– гипертония – высокое внутричерепное давление может привести к разрывам стенки сосуда
– эмболия – закупоривание сосуда кусочком склеротической бляшки, ревматического узелка, комочком жира больного органа, попадающим в кровоток
– тромбоз артерий – образование сгустка свернувшейся крови, который препятствует свободному току крови.

Часто больные перенесшие инсульт задают вопрос: “Почему именно я?”. Сложно обьяснить, что инсульт – это не случайность и корень кроется в длительном и накопительном процессе, а именно неправильном образе жизни (вредные привычки, несбалансированое питание, несоразмерность эмоций). Да и это не нужно доказывать, ведь на самом деле пациента интересует одно: как ему приспособиться к новым обстоятельствам жизни.

Поэтому лечебно-восстановительный комплекс мероприятий будет состоять из таких блоков:
– правильная организация ухода за больным и составление нового режима дня
– психологическая поддержка пациента и его родных
– адаптация к новому образу жизни (обучение пользоваться остаточными двигательными возможностями, обучение приемам восстановления речи)

Нарушение речевой функции состоящее в потере способности выражать свои мысли словами, проявляются главным образом в виде афазии, а иногда дезартрии.

Афазия – это системное нарушение уже сформировавшейся речи, возникающие в результате поражения речевых отделов коры головного мозга

Дезартрия – нарушение произношения, возникающие в результате поражения нервной системы. При дезартрии в отличие от афазии, ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ) из-за чего затруднена артикуляция.

Восстановлением речи занимается логопед. Именно этот специалист осуществляет диагностику речевого расстройства, выявление его структуры, общих закономерностей и индивидуальных способностей. Он же разрабатывает методику логопедической работы:
– упражнения для восстановления речи у “безречевых” больных, например упражнения с помощью пиктограмм.
– упражнения на восстановление способности произносить звуки речи
– упражнения для восстановления понимания речи
– упражнения на восстановление способности улавливать смысловые искажения
– упражнения для восстановления фонематического слуха
– упражнения для накапливания обиходного словаря
– упражнения для восстановления фразовой речи
– упражнения по восстановлению грамматической речи
– упражнения для восстановления чтения и письма

Следует отметить, что логопедические занятия должны регламентироваться следующими принципами:

1. Продолжительность занятия определяется самочувствием пациента
2. Рабочее место должно быть удобным и хорошо освещенным
3. Больной должен быть зантересован в результатах.

Мы попытались дать представление об основных причинах заболевания, принципах, по которым строится обучение и восстановление утраченных речевых функций. Следовательно, родственники больного не могут по собственному разумению выбирать методы логопедической работы, но именно они под руководством квалифицированного специалиста могут сделать то, что никому кроме них не под силу.